natalinagatamy (natalinagatamy) wrote,
natalinagatamy
natalinagatamy

Асимметрия мозга. Правое и левое полушария


Асимметрия мозга. Правое и левое полушария


Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана.  Ассиметрия  возникла в процессе эволюции.

Дифференциация работы

Произошла функциональная дифференциация работы мозга, в соответствии  общего биологического принципа, согласно которому более высокий уровень биологической организации связан с большей дифференциацией в работе организма и выделение отдельных систем, структур в едином организме. В работе головного мозга мы так же можем наблюдать эту дифференциацию. Можно предположить, что дифференциация в работе правого и левого полушарий обусловлена естественным ходом развития человека. В конце первого года жизни ребёнок начинает произносить первые слова и давать имена предметам. Значение этих слов порой расплывчато, однако это уже первые попытки формирования фонетики языка и осмысления знаково-символических форм, начало восприятия, переработки и анализа речи. То есть с момента первого осмысленного слова у ребёнка начинается ассиметрия работы полушарий мозга.

Праворукость

В проводящихся  исследованиях было замечено, что до начала двухслогового лепетания у ребёнка отсутствует праворукость, свойственная большинству взрослых людей.  Праворукость появляется с началом двухслогового лепета и дальнейшего развития речи. Праворукость явилось следствием постоянной активизации левого полушария головного мозга - височной доли, в связи с развитием речевых функций. Начало развития речи определяет асимметрию и доменантность левого полушария. Логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное мышление - с механизмами правого полушария. Язык и речь человека, являясь  логико - знаковыми символами, с помощью которых человек получает и передаёт информацию.

Язык развивается пропорционально развитию самого человека, отражая его образ в себе, как в зеркале.

"В начале было слово...", которое и создало человека. Около 95% людей праворуких, то есть выполнение сложных операций требующих точности и аккуратности выполнения люди предпочитают выполнять правой рукой. Писать, рисовать, управлять машиной, или другой сложной аппаратурой человеку удобнее правой рукой. А поскольку правая сторона тела управляется левым полушарием головного мозга, то постоянная активизация этого полушария речью, и деятельностью,  привело, к так называемой, доминанте левого полушария.
Левое полушарие мозга

«Доминантным» левое полушарие называется не из-за того, что оно больше по размеру, (различия между полушариями незначительные), а  потому что, левое полушарие у 95% людей контролирует речь и языковые функции, являющиеся важным фактором в информационном обмене, однако у 5% людей этот контроль осуществляется правым полушарием. Интересен тот факт, что у 70 %  левшей, речь и языковые функции контролируются тем же левым полушарием,  у 15% — правым, а у остальных людей 15% -  присутствуют признаки управления речью со стороны обоих полушарий. Таким образом, правое полушарие не является чем-то менее значимым, оно способно, как и левое полушарие, выполнять те же функции,  и мы видим это на примере 5% людей. Однако эволюционно закрепилась ассиметрия и дифференциация выполняемых функций полушариями мозга.
Правое полушарие мозга

Так правое полушарие оперирует информацией связанной с абстрактными, эмоциональными образами - музыкальными, художественными.Эмоции, воспринимаемые человеком, также делятся между правым и левым полушарием.  Так, например, у людей с некоторыми поражениями правого полушария можно наблюдать немотивированно-радостное, беспечно-благодушное настроение.  Нейрофизиологам удалось выяснить, что такое настроение преобладает у человека потому, что правое угнетенное болезнью полушарие временно как бы отключается и эмоциональные реакции в этом случае определяет левое полушарие. Исследования, проведенные с помощью специальных тестов и особой аппаратуры позволяющих изучать особенности функционирования полушарий у здорового человека.  Во время теста избирательно направляли испытуемому в какое-либо одно полушарие зрительную и звуковую информацию. Выяснилось, что  правое полушарие воспринимает все более пессимистично и даёт мрачные оценки поступающей информации. Эмоциональные сюжеты правое полушарие воспринимает и запоминает быстрее левого. Эмоции со знаком минус - печаль меланхолия, тоска формируются и превалируют в правом полушарии. В последнее время исследователи получают все больше доказательств того, что когда человек  испытывает спад настроения и не осознаёт причины безотчётной грусти, это может указывать на активность правого полушария. Однако в формировании этих эмоций не последнюю роль оказывает левое полушарие, побуждающее человека к деятельности и поиску. Два полушария находятся в постоянном взаимодействии, постоянно обмениваются информацией. Такая объединённая деятельность полушарий является основой эмоционального поведения человека.

Сбои в работе мозга

Сбои в работе полушарий тут же отражаются на эмоциональную сферу, и тогда  человек может чувствовать неосознанную подавленность, напряжённость или немотивированную эйфорию и беспричинное оживление. Все эти эмоциональные сбои отражаются на работе всего организма и порой ведут к соматическим заболеваниям, поскольку, как гиперактивное, так и постоянно подавленное состояние, может угнетать и истощать нервную энергию. Американские неврологи Роджер Сперри совместно с Карлом Лэшли с 1941 г. проводили исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом. У животных были хирургически пересечены пути, соединяющие левую и правую половины головного мозга (большие полушария).  Исследования Сперри помогли разобраться, каковы церебральные механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений.  После разделения полушарий мозга связанных друг с другом мозолистым телом полушария работали отдельно - не взаимосвязано, нарушая  целостное   восприятие у экспериментальных животных.  Сперри доказал важность нервных связей  и их роль в деятельности головного мозга. С 1954 года Сперри продолжает свои работы по изучению расщепленного мозга. В 1961г. нейрохирурги Филип Фогель и Джозеф Боген проводят операцию по разделению правого и левого полушарий мозга (комиссуротомию) у больных с неизлечимой эпилепсией, чтобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. Операции, проводимые Сперри на животных позволии нейрохирургам помочь тяжёлобольным эпилепсий облегчить течение болезни. Сперри продолжает свои исследования и тесты относительно познавательных функций полушарий и сущностью обмена информации происходящим между двумя разделёнными полушариями.

Эти исследования позволили ему сделать следующие  выводы: кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций.

Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержаниеосновываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину.

Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Исследования работы мозга

Можно сказать, что левое полушарие анализирует, а правое синтезирует поступающую информацию, левое полушарие представляет мир в знаково-символической форме. Левое полушарие мозга отвечает за двигательную активность правой стороны, а правое полушарие мозга за двигательную активность левой стороны.  Когда мы смотрим на объект стоящий перед нами, то левая половина нашего поля зрения передаётся на правое полушарие мозга, а правая половина поля зрения на левое полушарие мозга. Но поскольку мы воспринимаем информацию с двух сторон одновременно, полушария, обмениваясь друг с другом информацией, дают человеку целостное восприятие видимой картины. Нейрологические исследования, проводящиеся в последние десятилетия, позволили увидеть более точную картину работы мозга и специализацию отдельных его областей расположенных в правом и левом полушариях мозга. Операции и томографические исследования, проводящиеся на животных и человеке, показали активные участки мозга, отвечающие за те или иные функции и связи. Операции, проводящиеся на животных, доказывают специализацию отдельных участков мозга на выполнении определённой функции. Эти исследования помогают объяснить заболевания человека  связанные с работой мозга. Многие нейрологические заболевания и психические напрямую связаны с работой головного мозга, с биохимическими показателями и их изменениями, а так же со структурными соматическими изменениями, происходящими от травм либо изменений тканей мозга, вследствие каких- либо причин. Все эти нарушения работы мозга ведут к изменению сознания и проявляются в той или иной форме изменения сознания и поведения человека. Это ещё раз  подчёркивает неразрывную связь работы тела мозга и выражение этой работы в личностных  качествах поведения человека и отношения его с другими людьми.Поражение мозга Наблюдения за больными людьми, с поражёнными участками мозга,  (кровоизлияния в мозг или некой другой травмы головы, когда происходит органическое изменение коры больших полушарий), даёт характерную картину нарушений в психофизической сфере, в зависимости от участка поражения. Эти продолжительные наблюдения и их анализ позволили дать общую картину работы головного мозга и так же позволили прийти к выводу, что в момент поражения одного из больших полушарий, или одного из участков мозга его жизненно важные функции берут на себя другие участки мозга, обеспечивая ориентацию и выживание организма в целом. Однако, поражение определённого участка мозга, в функции которого лежал контроль или обеспечение определённой деятельности - например, осуществление двигательной активности, мышления или речи, дают характерную  картину поражения этого участка со всеми дефектами изменения психофизической деятельности. Несомненно, что полушария головного мозга правое и левое имеют различную специализацию, однако именно эта разность обеспечивает возможность видения целостной картины мира, возможность развития и выживания человека в меняющемся мире и приспосабливаться к нему.

Левое полушарие знает методы достижения цели.

Правое полушарие знает цели и желания.

Как распределены функции полушарий нашего мозга?

Левое (пингала) - правое (ида):
анализ - синтез;
время - пространство;
часть - целое;
открытость - скрытое;
интеллект - интуиция;
логика - эмоции;
аргумент - опыт;
мышление - чувство;
активность - пассивность;
свет - тьма;
сознание - подсознание;
речь - молчание;
позитив - негатив;
точные науки - поэзия;
рационализм - иррационализм;
закон - искусство;
объективность - субъективность;
факты и цифры - аналогии.

Циклы полушарий и циклы дыхания

Психологи из Дэлхаузского Университета установили и исследовали 90-минутный цикл работы мозга. Они выявили следующую особенность: когда левое полушарие достигает пика своей активности, активность правого минимальна, и наоборот.

Удивительно, но в древности было установлено (свара йога), что существуют именно 90-минутные циклы дыхания. Согласно учению йоги, в теле чело-века есть 72 000 каналов, нади. Из них 3 основных: Сушумна-нади, Ида-нади и Пингала-нади. Основной поток праны идёт через Сушумну-нади и каналы Ида и Пингала. Поток праны в Иде приравнивается к по-току дыхания в левой ноздре, а поток праны в Пингала-нади соотносится с дыханием в правой ноздре. Течение праны в главном канале – Сушумне – возникает только когда Ида и Пингала, ментальный и жизненный аспект личности, функционируют в совершенном равновесии. Это может происходить только когда через обе ноздри проходит одинаковый поток воздуха. В это время сознание не интровертировано и не экстравертировано, а находится в равновесии между этими двумя состояниями. Именно в это время прана течёт по сушумна-нади, и без усилий возникает состояние медитации. Именно раз в 90 минут поток дыхания переключается между ноздрями и становится равным. Это состояние в котором интуиция работает в полной мере.

Медитация не может возникнуть при неравенстве по-токов через Ида и Пингала нади. Именно это и про-исходит в нашей повседневной жизни. В Институте Кайвальядхамы в Лонвиле проводили исследование, которое подтвердило, что в нормальных условиях потоки воздуха через обе ноздри редко бывают равными.

Йоги соотносят работу Ида-нади именно с работой правого полушария, а Пингала нади – с работой левого. Уравновешивая Ида и Пингала нади, мы создаём личность ардханаришвара, в которой мужские и женские качества сбалансированы....

Хотя исследования мозга показали, что каждое из полушарий может использовать потенциал другого и даже заменить друг друга при соответствующей тренировке, на практике они в своей работе не пересекаются. Когда человек после инсульта учится говорить снова с помощью правого полушария, он начинает говорить на уровне 3-5 летнего ребёнка. ...

Очевидно, что левое полушарие отвечает за говорение, речь, но неверно полагать, что правое при этом не участвует совсем. Правое оказывает воздействие многими способами; мечты, фантазии, предчувствия, кинестатические воспоминания - некоторые из этих способов. Важны все способы коммуникации правого полушария.

Но особенно важно следующее:

1. Правое полушарие, связано с автономными нервными процессами и отвечает за формирование психосоматической и психогенной симптомалогии.

2. Обычно мы не проявляем любое свое поведение, каким бы оно ни было эксцентричным, до тех пор, пока в какой-то момент нашей жизни не "уверуем" в то, что такое поведение необходимо, чтобы защитить нас наилучшим образом, известным нам на данный момент. Так называемые иррациональные страхи, тревоги, депрессии являются сообщениями из нашей подсознательной памяти, памяти правого полушария, о том, что мы вступаем в реальные или воображаемые опасные зоны.

Автономная нервная система и дыхание

В свара-йоге считается, что при вдохе поток воздуха в каждой из ноздрей стимулирует специальные односторонние автономные нервные центры, находящиеся в слизистой оболочке и под ней. Эти специфические стимулы влияют на автономные процессы дыхания, кровообращения, пищеварения ... Некоторые исследователи продемонстрировали чрезвычайно богатую и чувствительную иннервацию оболочек носа. В ряде исследований было показано, что в этих оболочках содержится в 20 раз больше автономных нервных волокон, чем в цереброспинальной (центральной спинной) системе.

Это позволяет предположить, что автономная нервная система и два её взаимодополняющих компонента – возбуждающая нервная система (пингала-нади) и тормозящая (расслабляющая) парасимпатическая нервная система (ида-нади) – могут активироваться из области слизистой оболочки носа. Сохие-Брайянт в своё время определял всю область слизистой оболочки носа, как отдельный орган автономной нерв-ной системы. Таким образом, становится очевидным, что посредством определённых практик дыхания возможно воздействовать на работу левого и право-го полушарий, выравнивать их активность и стимулировать деятельность всей коры головного мозга и, таким образом, активизировать работу интуиции или "интуитивной системы", или, как её называл Йоги Бхаджан, сенсорной системы.

Несколько слов в заключение

"Самой интуиции научить нельзя, но можно научить способам её пробуждения. Для этого и предназначены многочисленные техники медитации, разработанные в разных уголках земного шара – все они помогают выйти за пределы рационального ума, чтобы освоить иной путь познания. Этот путь, о чём часто забывают, не только отличается от рационального; с его помощью также познаётся нечто иное, иное знание, трудно поддающееся описанию, поэтому остающееся неведомым в поле обычной терминологии."

(цитата из книги Шив Чаран Сингха
"Искусство Целительной Беседы")


Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. "Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. - Зачем вы стучите по этому камню?" Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ, "Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу!"

Притча

Какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества! Мы часто думаем о творчестве как об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на свободу, пока процесс создания скульптуры не будет завершен. Мы тоже можем это сделать - освободить свое творческое мышление, развивая правое полушарие. И тоже увидеть "освобожденных ангелов" там, где раньше видели только камень. Все в наших руках! И тогда при принятии решений мы будем учитывать мнения обоих полушарий мозга. И этот баланс обеспечит нам наиболее эффективное и продуктивное решение сложных проблем, на которое мы только способы. Подумайте о поддержке и уверенности, которые можно испытать, соприкасаясь с силой, которая часто просто игнорируется нами. и мы получим мощный инструмент по управлению своей жизнью - ключ от собственного подсознания.
[Источники]
Tags: мозг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments